суббота, 7 января 2017 г.

Байки с Историями № 10



Откровенно говоря, НЕТ никакого настроения и желания далее продолжать публикацию ВСЕХ материалов со сборника «Байки, Истории от ветеранов «девятки» и Управления государственной охраны», хотя их осталось еще много. Причин тому несколько. Во-первых, многая часть «Баек с Историями» носит сугубо профессиональный характер и смысл, поэтому они более интересны тем читателям, кто имеет отношение к УГО. Тем более, там содержаться выдержки с документов, скорее всего, с грифом «Для служебного пользования». Хоть, честно говоря, после их чтения сразу понимаешь – они больше всего подходят для юмора и смеха, чем для работы. 

Во-вторых, остальной материал касается, в большей части, некоторых бывших отдельных «кадровых» офицеров и руководителей Управления Государственной Охраны, которые своим присутствием на службе превратили когда-то серьезную силовую структуру УГО с традициями 9-й Службы КГБ в заурядную организацию типа захудалого ЖЕКа с хитрожопыми «Афонями» (киногерой Л.Куравлева). Увы, как не стыдно такое признавать, но факт остается фактом. И, начиная с 2005г. и в нынешнее время, Управление по своих руководителях и в организации деятельности напоминает только жалкое подобие УГО времен 90-х годов, даже не говоря за времена 9 Службы. А многие факты просто стыдно озвучивать. Почему?

Перефразируя одно изречение, скажем: «В каждой исторической эпохе есть собственное понятие о величии, чести и долге!». Вот и в ветеранов бывшей 9 Службы КГБ и некоторых нынешних сотрудников УГО понятия об офицерской ЧЕСТИ и ДОЛГЕ СЛУЖБЫ абсолютно разные и противоположные. 

Ошибки некоторых руководителей Службы и 2 отдела в кадровой политике с подбора на офицерские должности, массово начатого с 90-х годов. Заниматься профессиональной подготовкой и воспитывать своих офицеров ИМ была «лень-матушка», ибо, считали своих сотрудников «бездарями, лентями» и т.п., да и знали их, как «свои пять пальцев». Вот и начали массово набирать офицеров с Вооруженных Сил и военных училищ. Еще многим сотрудникам того времени помнятся слова, не раз сказанные в1991-93 г.г. некоторыми руководителями 2-го отдела: «Вот придут кадровые офицеры, и они Вам покажут, как надо работать!» Действительно: их слова оказались пророческие и теперь есть что «смотреть». Только порядочному и честному сотруднику, человеку противно и тошно стает от этих «смотрин».

Наверное, в эти годы первый «камень с фундамента» 9 Службы как раз и был выбит одним из «кадровых» заместителей начальника Службы, руководителем 2 отдела по прозвищу «Пиночет». Это прозвище он получил от своих подчиненных с момента назначения в конце 80-х годов на должность:

- за свою привычку часто ходить в "шпионских" черных очках, чем имел явную свою схожесть в поведении и темных очках на известного организатора чилийской военной хунты Августино Пиночета;

- за свое придирчивое и "солдафонское ать-два» (зачастую безосновательное) отношение к прапорщикам и офицерам, словно это были молодые солдаты-первогодки Пограничных войск, откуда он пришел в Службу с должности нач.штаба Западного пограничного округа.

Как-то он, через пару месяцев после своего назначения в 
9 Службу, проводил совещание всех сотрудников, задействованных в официальных мероприятиях к 1 Мая. Тогда, в таких случаях, в помощь Службе привлекались сотрудники разных Управлений КГБ. Вот «Пиночет» и обратил свое внимание на двух человек, которые своим внешним видом никак НЕ соответствовали офицерским образам: оба были с более длинными прическами (чем было положено по Уставу), а один даже с бородкой. И вытерпеть такое «безобразие» «Пиночет» не смог. На совещании поднял их со своих мест и сразу громким голосом начал ими командовать «встань, смирно, почему нарушаете…, немедленно подстричься и побриться, немедленно доложить, вы наказаны и…т.п.». Но, это были НЕ его подчиненные, это были два офицера с одной оперативной службы центрального аппарата КГБ. И, вполне естественно, внешний вид соответствовал их непосредственным функциональным обязанностям. И они спокойно выслушали все крики и претензии от «Пиночета». А после окончания совещания, уже на выходе из зала заседаний, один с них его спросил «Слышь, подполковник, сколько служишь в 9-ке?», «Пару месяцев», «А-а-а, тогда все понятно, значит, во многих вопросах не разбираешься и звездюлин еще не успел нахвататься, если себя так «борзо» ведешь. Но, с таким «солдафонским» поведением, скоро их, «звездюлин», у тебя будет предостаточно». «Пиночет» опешил от такого разговора, но все-таки, в дальнейшем с малознакомыми людьми стал вести чуть-чуть осторожней и без «солдафонства».

Зато это «солдафонское» отношение у него не исчезло и больше проявлялось в требованиях к подчиненным по службе. Одной из его любимых «придирок» к подчиненным было такое действие: в коробок со спичками вкладывал небольшой магнитик и такое «минное устройство-закладку» прикреплял к металлическим оградам, воротам или закладывал в любом укромном месте возле/на объекте охраны. Например, на улице длиной до 300 метров, на которой нес службу сотрудник «дозора» подразделения. Ну-у, нечем больше было чем заниматься этому руководителю по рангу зам.министра, чем как ходить на объекты охраны и делать спичечные «минные закладки». 

И сотрудники «дозора», в случае НЕ обнаружения в течении 1-2 часов этого спичечного коробка - «закладки», получали взыскания за невнимательность на посту и некачественную службу. Поэтому, многие сотрудники при появлении «Пиночета» возле/на объекте:

- сразу «бросали» выполнение своих непосредственных обязанностей по охране, а только тем и занимались, что внимательно и СКРЫТНО следили за ним, чтобы своевременно определить и выявить точное место «мины-закладки»; 

- старались лишний раз не попадаться ему на глаза или предвидеть очередную его придирку, чтобы не нарываться на очередной «солдафонский разгоняй" и «на ровном месте» не получить взыскание.

Впоследствии «Пиночета» отправили на «вынужденную» пенсию за определенные грешки. Но, все же, зная свои грешки и догадываясь о возможных последствиях, он заранее организовал небольшую махинацию в свою пользу, так сказать, сделал «Ход конем». Пользуясь неопределенностью и юридической неразберихой, имевшейся во всех государственных структурах в первые годы «независимости», он сначала организовал за счет Управления охрану левых складов с текстильными и разными товарами. А потом набрал людей и организовал свою охранную фирму и после вынужденного увольнения спокойно взялся все объекты охранять уже своей созданной охранной фирмой. 

Это был первый жизненный урок сотрудникам Управления, показавший им, что и среди них могут быть люди с «горячей головой, холодным сердцем и ГРЯЗНЫМИ руками». И это как раз именно те «начальнички», кто своим подчиненным каждый день больше всех проповедовал о «порядочности и чести».

После реорганизации 9 Службы в УГО, с увеличением штатного расписания и нехватки офицерских кадров в Управление начали массово «ГРЕБСТИ лопатой» офицеров, как после окончания военных училищ, так и кадровых офицеров из Вооруженных Сил (возвратившихся в Украину после развала СССР). 

Только руководители УГО забыли одну народную, простую истину: учеба (в военных училищах, институтах) добавляет человеку только ЗНАНИЯ, НО УМА и ЧЕСТИ, ПОРЯДОЧНОСТИ НЕ ДОБАВЛЯЕТ! Ветераны 9-ки помнят времена 70 годов, когда по штатному расписанию руководителями многих смен были всего-навсего опытные прапорщики, имевшие большой практический опыт. И тогда порядка в службе и дисциплине было намного больше, чем в дальнейшем, при появлении в руководителях подразделений некоторых «кадровых» офицеров из ВС.  

В результате такой неправильной, упрощенной кадровой политики исчез как традиционный, щепетильный отбор как кандидатов на службу, так и принципиальный подход к новым офицерским кадрам. Раньше не так легко и просто можно было попасть в 9 Службу КГБ, ведь, тогда в кандидатов на службу дотошно проверяли профессиональные, моральные и анкетные «бумажные» их данные. Кроме того, на ответственные посты или должности сотрудника назначали, как минимум, после 5 лет службы в подразделении и глубокого изучения его моральных и деловых качеств. Теперь, после реорганизации Службы в УГО, начали организовывать службу НЕ качеством подбора и ПРОВЕРКИ «новых кадров», а их КОЛИЧЕСТВОМ. Тогда были даже установлены нормы зачисления кандидатов на должности «сотрудников охраны» для всех офицеров, не только для «кадровиков». Если офицер в течении года зачислял на службу более 10 человек, то ему досрочно присваивали очередное звание. Если же офицер зачислял на службу 3 человека, его в конце года за низкий уровень работы с поиска кандидатов на службу, как правило, строго наказывали дисциплинарным или «материальным» взысканием. В чем состояла пагубность таких методов кадровой работы? 

А вот в чем. Первый офицер в «погоне за званием» не щепетильно проверял и подбирал кандидатов на службу и зачислил 10 человек, досрочно получил звание, его признали «передовиком, лучшим из лучших». Только в течении первых 1-3 лет из тех им зачисленных 10 человек: 5 чел.- досрочно разорвали контракты, 3 чел.- выгнали со службы за систематические невыполнения условий контракта, а по 2 чел. руководители подразделения ожидают окончания их «старых» контрактов и не будут подписывать «новых». Итого на реальном «выходе»– 00 сотрудников для службы.

Второй офицер более добросовестно и тщательно проверял и подбирал кандидатов на службу, но все же сумел зачислить только 3-их человек. И его дисциплинарно и морально наказали, признали «худшим из худших». Но, все три человека, зачисленные вторым офицером и которого назвали «разгильдяем», служат и ныне, находятся на хорошем счету в командиров и приносят пользу Управлению. А теперь судите сами, кто с этих двух офицеров принес больше пользы УГО.

Такие же кадровые перекосы наблюдались и в подборе кандидатов на офицерские должности. С 90-х годов в подборе офицерских кадров стало главным: кадровый офицер должен быть с чистой анкетой, что бы он мог громко и четко командирским или «по-пиночетовски» отдавать команды «равняйсь, смирно, есть, «так точно». А тщательность в проверке его «ОБЛИКО МОРАЛЕ», в его практическом умении мыслить и руководить подчиненными, отошли на второй план. Да и много ли тогда можно было узнать о личности офицера, который после развала СССР возвратился с Красноярска, Мурманска, Дальнего Востока. 

С этих же годов в Управлении начали массово появляться офицеры-мажоры, зачисляемые за просьбами или губернатора области, или дяди, или друга, одним словом – по блату. В принципе, ничего криминального в этом нет. Но, только в его службе будет все хорошо в том случае, если сынок губернатора или друга хорошо воспитан, порядочен и желает служить. А, как известно, редкие «мажоры» или «блатные сынки», чувствуя поддержку со стороны, имеют правильное воспитание и порядочны. К тому же, служба в УГО для порядочных сотрудников содержит много трудностей и проблем, а круговорот условий службы (сутками на дежурстве - на занятиях - на мероприятиях - на дежурстве…) создает отсутствие свободного и личного времени. Поэтому, такая категория «мажорных» сотрудников НЕ добросовестно выполняет свои функциональные обязанности, НЕ выдерживает всех тяжестей службы и быстро увольняется. 

В результате таких кадровых ошибок и «перекосов», влияния «блатных» среди личного состава начали нивелироваться и искажаться основные принципы воинской службы: ОФИЦЕРСКАЯ ЧЕСТЬ, ПОРЯДОЧНОСТЬ, ГОРДОСТЬ за службу. Зато в офицерской среде начали сразу проявляться элементы непрофессионализма, рвачества, «пофигизма», непорядочности. В сборнике есть несколько примеров с набором таких отрицательных качеств по такому обученному «очень кадровому» офицеру-майору «М». Когда он только появился в подразделении, другой НАСТОЯЩИЙ кадровый офицер сразу сказал: «Да-а, пришел майор «М» и теперь управе крышка!» Многие к нему с вопросом «Почему? Майор «М» самое «крутое» Московское военное училище закончил с «Красным дипломом», имеет прекрасную характеристику с места службы, четкий и громкий командирский голос, а Вы говорите «крышка»?» А в ответ: «Этот офицер разгильдяй - таковы законы неписаных правил воинской службы. Ведь, если офицер с такими отличными характеристиками после окончания военного училища служил «начальником кочегарной службы» военного городка на Дальнем Востоке, значит, он полный ноль. А по анкетам и документам «хороший» потому, что его руководители все искали способы скорее «избавиться» от такого «хорошего» офицера. 

Получается, как в том анекдоте: Два родных брата, до войны, в колхозе работали. Началась Великая Отечественная война, один брат стал командиром партизанского отряда, другой — полицаем. После войны первый остался рядовым колхозником, а второй, отбыв срок заключения за предательство, пошел вверх, по служебной лестнице: звеньевой, председатель колхоза, депутат и т.д. Первый брат говорит: «Я понять не могу, как так? Я партизанил, герой, всю жизнь вкалывал, копейки лишней не взял, а ничего не имею. А ты был предателем, а сейчас в больших начальниках и депутатах ходишь, Как такое может быть?» 

Второй брат отвечает: «Ну, всё правильно. Вот что ты в анкете в графе "Родственники" пишешь?» Первый: «Правду пишу! Что брат у меня — полицай и предатель Родины». Второй: «Вот! А я пишу, что мой брат — герой, командир партизанского отряда...» 

Кроме «мажоров», появились также и другие категории «офицеров», за которых даже стыдно упоминать. 

Вы, возможно, будете правы, сказав - краски сгущены. Ведь большинство армейских кадровых офицеров с ЧЕСТЬЮ, С ВЫСОКИМ ПРОФЕССИОНАЛИЗМОМ, С ДОБЛЕСТЬЮ СЛУЖИЛИ И СЛУЖАТ в Управлении государственной охраны, многие в Управлении продолжили свой карьерный рост. И можно назвать сотни фамилий и привести сотни примеров, не побоимся этого слова, ГЕРОИЗМА сотрудников при исполнении служебного долга. Ведь этому есть много фактов, к примеру: с гордостью и волнением читаешь в газете «Киевские ведомости» от 4.10.1999г. «Жизнь Н.Витренко спас телохранитель» о действиях в экстремальных ситуациях (взрыв гранаты, авария автомобиля) офицеров «личников» С. Руденко-Могилы, О.Лариной. Или истории о действиях в экстремальных ситуациях многих других сотрудников личных охраны высших должностных лиц государства. 

Но, все же у нас не серьезные мемуары-воспоминания, у нас акцент больше сделан на Байки, Истории из службы, которые имеют анекдотический характер. Поэтому и в таком же ключе продолжим далее. Понимаем, что кому-то эти истории НЕ понравятся, что кто-то может сказать, что выносится сор с избы и т.п. Но, как говорится в народе, «Родина ДОЛЖНА знать НЕ только своих Героев, но и подлецов!»

Тем более, что отдельные «кадровые» офицеры так показали себя в Управлении, так «ПОКАЗАЛИ», так «ПОКАЗАЛИ», что…. Чего стоит только одно ПРЕДАТЕЛЬСТВО МЕЛЬНИЧЕНКО. Сколько всего оскорбительного от посетителей наслушались сотрудники после «»кассетного» скандала. Из-за Иуды Мельниченко простые люди обзывали «предателями» многих сотрудников, как будто это они свершили измену Присяге. Или вспомните бизнес-рекетирство зам.нач. Управления Коваля (стыдно все вспоминать, но эти случаи громко прозвучали, но есть еще не озвученные). Кстати, оба эти … «кадра» были зачислены в УГО как раз во времена «кадрового и мажорного перекоса» - в 1993 и 1995 годах. И какая польза была для Управления от таких «кадровых» офицеров? Только один ПОЗОР!!

И это только некоторые «громкие» примеры незаконных и преступных действий, допущенных отдельными и кем-то «воспитанных и обученных «кадровых офицеров». Кстати, во времена 9 Службы КГБ об таких случаях предательства и бл@дства со стороны офицеров только за одни намеки о подобном или разговоры (к слову, как и за этот сборник) сразу выгнали бы со Службы с «волчьим билетом» или «посадили за решетку». А теперь дерЬмократия, теперь они «герои», теперь они «воспитатели патриотизма». 

А кто-то считал, сколько с этих «кадровых» ОФИЦЕРОВ были выгнаны с УГО с позором, после 1-5 годов службы, сколько не дослужили и не «стойко перенесли все тяготы и лишения» службы в УГО и т.п. Не будем спорить, среди «своих воспитанных офицеров» тоже были не совсем профессиональные сотрудники, нарушители дисциплины и т.д. НО, НЕ БЫЛО И НЕ БУДЕТ СРЕДИ «СВОИХ ОФИЦЕРОВ» ПОДОБНЫХ: МЕЛЬНИЧЕНКУ, Ковалю, специалистам по «варке» ПИСТОЛЕТОВ ВМЕСТО БОРЩА и др. 



Как же сейчас хочется подойти и заглянуть в глаза этим «кадровым» типа «Пиночета», этим ОРАКУЛАМ и бывшим руководителям 2-го отдела и спросить… Точнее, как у Жванецкого «Подьехать на танке и через ствол пушки «по-пиночетовски» спросить: «НУ и КАК, вам ПОКАЗАЛИ типа «кадровые», как надо служить и работать?» 

В подтверждение сказанного несколько историй. 

Когда еще готовилась 1 часть сборника (2013г.), прошла информация о работе отдельных сотрудников УГО в Ялте на сентябрьском саммите ЕС: некоторые офицеры с «мажорами» на этих мероприятиях сильно НЕ напрягаясь отработали выполнение функциональных обязанностей. Но, с напряжением и «хорошо ОТРАБОТАЛИ» возле накрытых столов, для участников саммита. Вам это ничего не напоминает? А нам напомнило давний разговор с руководителем одной личной охраны, «девяточником» и его возмущение действиями коллег «выездной охраны» (набранных в то время из новых «воспитанных» и кадровых офицеров) во время командировки одного охраняемого в дальний регион Украины в середине 90-х годов. Как-то поздно вечером руководитель личной охраны со своими подчиненными бегали, крутились, занимались организацией охранных мероприятий, а мимо них по коридору все бегают, крутятся официанты. Заинтересовались, спросили их: «Что случилось, почему так суетитесь?» И те признались. Оказалось, что группа коллег «выездников», вместо выполнения непосредственных служебных обязанностей и обеспечения охраны, от имени охраняемого лица и руководителя его охраны наказали администрации отеля накрыть им шикарный стол с омарами, икрой и 7-ми звездочным коньяком. 

И что получается? Одни «НЕ кадровые» сотрудники «пашут в поте лица» по обеспечению охраной мероприятий и безопасности охраняемого лица. А другие «очень кадровые» сотрудники воспользовались удобным моментом и «пашут в поте лица» за накрытым разными яствами столом, придумав себе новые «льготы» на новой службе, как говорится, « и пусть весь мир подождет!»



ЖЕЛЕЗНЫЙ БОРЩ 

Эта история случилась в середине 90-х годов. Приезжает как-то руководитель подразделения в подразделение на проверку службы, а дежурный офицер почему-то начал очень сильно нервничать, метаться и в соседней комнате-столовке у него что-то кипит в кастрюле. Заглянул туда командир и потерял дар речи.

Оказалось, что лейтенанту=мажору, недавно зачисленному в УГО из военного училища МЧС, была очень большая лень чистить личный пистолет после осенних «зачетных стрельб» и он придумал (по его уму) оригинальный метод чистки личного оружия: взял кастрюлю, в которой дежурившие сотрудники подогревали себе борщи, супы и налил в нее воды, затем насыпал средство для чистки туалета, средство для чистки плитки, соды, соли. А затем положил в эту смесь разобранный на части личный ПИСТОЛЕТ.

Кастрюлю со всем содержимым поставил на электроплитку, начал кипятить и ожидать «положительного» результата. А результат такой «чистки» личного оружия для офицера оказался следующим: 

- пистолет из цвета черного и вороненого стал светлым и блестящим;

- ствол стал непригодным для дальнейшей эксплуатации, пистолет подлежал списанию;

- молодой офицер получил соответствующие дисциплинарные «оргвыводы» (слабенькие, все-таки «мажор») от руководства за такую оригинальную «чистку» личного оружия. 

А положил бы в эту кастрюлю ЕЩЕ красную свеклу и капусту, было бы все «ОК».





(Продолжение следует)

Комментариев нет: