вторник, 1 августа 2017 г.

«Дом с химерами» и химеры города.

Киев — город-легенда, скрывающий в себе массу таинственных мест, историй и былин. С 1934 года город стал называться столицей Советской Украины. И в те советские времена, еще не так далекие, город заслуженно считался самым цветущим и зеленым, самым древним и сохранившим свое историческое наследие, самым развивающимся во всех отраслях экономики и сферах жизни. И с каждым годом Киев становился все лучшим и лучшим, развивался и рос.
          И со всех сторон о Киеве  звучала прекрасная мелодия Игоря Шамо с не менее прекрасными стихам Дмитрия Луценко:
Грає море зелене,
Тихий день догора.
Дорогими для мене
Стали схили Дніпра,
Де колишуться віти
Закоханих мрій...
Як тебе не любити,
Києве мій!
.......




Но, к сожалению, политические процессы в государстве повлияли на многие жизненные вопросы, в том числе и на урбанизацию с архитектурой города. Поэтому, сказать сегодня, что с каждым годом Киев становится все лучшим и лучшим, развивается и растет, просто не поворачивается язык. Потому что, деньги взяток, жлобство чиновников и кичливость олигархов превратили и превращают Киев в нечто бесформенное и уродливое «чудище». И если раньше, в советское время,  власти города при новых застройках старались придерживаться исторических стереотипов в районах строительства и с обязательным озеленением территории, то сегодня вся стройка города ведется за одним принципом -   кто «платит деньги, тот город и танцует...». Теперь многие парки и скверы просто вырублены и застроены супермаркетами и высотками, архитектура в стиле «хвтрмет» и т.п. И уже не всюду в городе «играет море зелени…» и ни так много мест для «влюбленных мечтаний», как и возникает вполне логичный вопрос «За что любить тебя, Киев ты мой?...».
Если раньше при застраивании любой исторической части города, как например о которой все пели «А без Подола Киев невозможен, как святой Владимир без креста…», власти города строго придерживались его неповторимого исторического стиля. То есть, здания такой же высоты и таких же архитектурных форм, идентичность материала и кирпичной кладки, так теперь… Достаточно посмотреть на начало Подола в районе Почтовой площади, где построены высотные гостиницы возле старых 2-3 этажных домов.  Такая же уродливая и китч..овская картина и в районе Золотых ворот и Софии Киевской.



И нужно быть полной невеждой и тупицей, чтобы, к примеру,  новое здание "Театра на Подоле" на знаменитом Андреевском спуске считать «произведением архитектурной мысли и модерном», как это считают нынешние власти Киева с министерством «прачечной». Да, если бы такое здание стояло на месте «Театра на Левом берегу», среди домов Борщаговки или Оболони, то тогда это может быть и «модерн».



А когда такой китч стоит на историческом Андреевском спуске рядом с 2-х этажным домиком Михаила Булгакова, то тогда сразу воочию видишь не модерн, а только лишь маразм с кретинизмом. В этом домике Булгаков написал фразу «Разруха не в клозетах, а в головах». Боюсь даже подумать, что он написал бы теперь, видя собой из окна своего дома это «чудо модерна». Скорее всего, как минимум, «У всех тех, кто такое сделал, вместо голов клозеты, однозначно».
Для информации:
Китч (кич) (нем. Kitsch — халтурка, безвкусица, «дешевка») — одно из явлений массовой культуры, синоним псевдоискусства, в котором основное внимание уделяется экстравагантности внешнего облика, крикливости его элементов.      
Клозет или туалет — помещение для справления  естественных нужд человека. 
Если раньше ехал с левого на правый берег по мосту Патона или мосту «Метро» и любовался золотыми куполами Киево-Печерской лавры, монументом «Родина–мать» среди зеленого «ковра» деревьев на фоне восходящего солнца или вечернего заката, то теперь… То  теперь выше их всех на весь днепровский склон «красуется», как бельмо на глазу, «порошенковская» высотка для толстосумов с большими кошельками.             





Знаете, невольно сравнил «порошенковский»  китч на склоне с другой постройкой на склоне – особняком «Дом с химерами».



«Дом с химерами» — кирпичное здание или особняк  в стиле модерн на улице Банковой 10, напротив Администрации Президента. Своё название дом получил благодаря скульптурным украшениям, расположенным на фасаде и внутри дома, тематика которых — наземный и подводный животный мир, атрибуты охоты, сказочные существа. Одно из самых экстравагантных творений архитектора В. Городецкого (в этом доме он жил до 1920 г.). Знаменитый киевский архитектор польского происхождения Владислав Владиславович Городецкий  построил это здание по собственному проекту на заемные деньги в 1901—1903 годах. Участок для строительства находился над обрывом возле улицы Банковой, раньше здесь был берег осушенного Козьего болота. Объект строился как доходный  дом (в целях получения прибыли от сдачи в аренду жилых помещений), а 4-й этаж общей площадью 380 м2 предназначался проживания семьи Городецких. В плане было предусмотрено сделать роскошные апартаменты на каждом этаже и лифт.
В строительстве «Дома с химерами»  использованы самые последние по тем временам инновационные технологии, процессом строительства управлял инженер Антон Страус, скульптурные формы разработал и выполнил талантливый итальянский скульптор из города Милан — Элио Саля.





Столичный «Дом с химерами» - легенда, которая до сих пор не разгадана. Впрочем, даже не одна, а множество. Ибо, вымышленных легенд о доме - десятки. По одной, подводные химеры на доме - это в память об утонувшей дочери Городецкого. На самом деле дочь архитектора была жива и здорова. И  химер там вовсе нет. Все изображенные животные реальные –крокодилы, носороги, гигантские сомы, орлы и носороги. По другой - этот дом Владислав Городецкий построил на пари и в качестве рекламы цемента, что в те годы появился на рынке сбыта. По третьей – посвятил строительство дома своей любовнице и украсил свой дом по- модному- лепниной из бетона. 
В период событий Великой Отечественной войны особняк очень сильно пострадал. После окончания военных действий в доме жили актеры театра им.Франко, поскольку сам театр расположен рядом,  у самого подножья обрыва.
Потом здесь была поликлиника № 1 для членов Центрального Комитета Коммунистической партии.
В 1990-х годах в фундаменте особняка  появилась трещина, и он раскололся на две половины в разные стороны. Одна из частей строения наклонилась к обрыву в сторону театра Франко, а другая – в направлении Администрации Президента Украины.
В  2003 году начались реставрационные работы по спасению дома.  Эксперты попытались сделать все возможное, чтобы восстановить интерьер и росписи стен по старым чертежам архитектора Городецкого, найденным в архивах. Дом был наклонен на 30 см в сторону улицы Банковой, и строители решили не возвращать его обратно в исходное положение. Для того, чтобы вставить  новые окна в кривые фасадные стены, был спроектирован специальный неровный оконный профиль. На прилегающей территории сделали былой искусственный водоем, фонтаны и красивый сад.
В 2004 году в Доме с химерами на 1-2 этажах начал функционировать музейно-культурный центр «Художественные шедевры Украины». Три верхних этажа здания (третий, четвёртый и пятый) с  весны 2005 года используются в качестве малой резиденции главы государства - проведения официальных приемов и переговоров с гостями из других государств. Является объектом культурного наследия, охранный номер 906.
«Дом с химерами» является одной из самых главных достопримечательностей Киева, это отличное место для того, чтобы сделать красивые фото на память или сходить на экскурсию. До 90-х годов «Дом с химерами» можно было свободно обойти и посмотреть с разных сторон. На кованном металлическом заборе можно было увидеть клеймо «Crupp». Но есть еще одна особенность, которую многие с гидов, проводивших экскурсии, даже не знали из-за ее «интимности».

С правой стороны особняка, если смотреть со стороны Администрации Президента, есть арочное перекрытие для прохода от центрального парадного входа вниз к нижнему входу на 1-2 этажи. Сейчас оно перекрыто кованным металлическим забором. Так вот, если пойти проходом сверху вниз, то на средней арке можно увидеть цементную лепнину головы слона. А если обернутся назад, уже при выходе с арки, то посетителю будет виден только висящий хобот слона, очень схож с известным мужским органом.   
          И вот теперь, когда смотришь на эти два архитектурных сооружения  на склонах, понимаешь, что «Архитектура — тоже летопись мира: она говорит тогда, когда уже молчат и песни, и предания».
Но есть одна особенность этой летописи. Одна архитектура, как, к примеру, «театр» на Андреевском спуске или  10—летний дом для олигархов на склоне Днепра возле золотых куполов, не оставляет людям никакой памяти с воспоминаниями, забывается через пару лет, ибо, является химерами города и по своей сути представляют собой обратный вид «хобота слона с арки». А другая архитектура, как  100-летний «Дом с Химерами»  осталася и остается людям на многие века, как вечная память о исторических временах, о людях, создавших ее, как в случае с В. Городецким.
Нет! Никогда не умирает тот,
Чья жизнь прошла светло и беспорочно,
Чья память незабвенная живет,
В сердцах людей укоренившись прочно.
                                       (Лопе де Вега)

         
P.S.

          Когда смотришь на многий киевский китч от разных мэров Черновецких с Кличками, с министрами «прачечной» Кириленками и Нищуками, невольно задаешь вопрос «Как можно так ненавидеть киевлян и древний Киев – мать городов русских?».
Единственное, что еще утешает, что есть еще в Украине люди, которые, в отличии от политиков и чиновников, любят свои малые и большие Родины. Эти небольшие муралы увидел во дворе одного с домов по улице Шевченко, что в Борисполе под Киевом. Их создали сами жильцы дома для себя. И такие места как раз и создают человеку настроение «Я люблю тебя, город и жизнь…»

  

Комментариев нет: