За последние годы в разных СМИ появилось много публикаций, в которых приводятся сравнения по разным вопросам, касающимся периода времён Великой Отечественной войны. Журналисты и блогеры начинают рассуждать о том, какая армия сильнее и лучше – германский вермахт или Красная Армия, технические и эксплуатационные характеристики советского танка Т-34 превосходят или не превосходят немецкий Т-IV (PzKpfw IV), технические и эксплуатационные характеристики автомата ППШ сильнее или слабее немецкого автомата «Шмайсер МП-40» и тому подобное.
Недавно мне на
глаза в Интернете попалась статья о сравнении обмундирования немецких и
советских солдат. В частности, меня заинтересовал вот такая фраза:
«… Всю войну у
солдат на гимнастерках и штанах были брезентовые накладки в районе локтей и
колен, что хоть как то продлевало срок службы формы. В среднем за полгода эти
накладки стирались до дыр и их просто отрывали.
Если
обмундирование портилось совсем в лохмотья, например при выходе из окружения
или в продолжительных непрерывных боях, то часто красноармейцы одевали
трофейную немецкую форму. Шинель - зимой и в холодную погоду самая ценная и
желанная вещь солдата. Летом в жару - морока, в скатке шинель натирала шею и
бойцы свои шинели часто "теряли", как и каски. По мелочи тоже были
неудобства, так тяжелые стеклянные фляжки, при любом удобном случае меняли на
алюминиевые…»
Почему меня заинтересовал
именно эта фраза? Потому, что, во-первых, зачастую о тех или иных вещах судят
теоретики. Ведь, война была 75 лет тому назад и живых свидетелей фактически
осталось единицы. А как может журналист судить о том, о чём знает только теоретически.
Ведь, теория без практики –
мертва. Вот так и получается у многих журналистов и блогеров с этими
сравнениями - теория без практики.
Но, «Теория — это когда все
известно, но ничего не работает. Практика — это когда все работает, но никто не
знает почему. Мы же объединяем теорию и практику: ничего не работает… и никто
не знает почему!» (Альберт Эйнштейн — физик-теоретик и один из основателей
современной теоретической физики).
А во-вторых,
эта фраза напомнила мне мои молодые годы и первые месяцы службы в Советской
Армии. И мне в армии, в отличие от
теоретиков журналистов и блогеров, на
практическом опыте довелось узнать различия между советской и фашистской
амунициями.
Но, как говорил физик-теоретик и
один из основателей современной теоретической физики Альберт Эйнштейн, то «Теория — это когда все
известно, но ничего не работает. Практика — это когда все работает, но никто не
знает почему. Мы же объединяем теорию и практику: ничего не работает… и никто
не знает почему!».
Вот я и решил
действовать по-эйнштейновски, объеденив теорию и практику. Впрочем, расскажу
всё по порядку.
Как уже
несколько раз ранее упоминал, то мне выпала честь служить в ордена Ленина
Ленинградском военном округе. С Дарницкого призывного пункта нас, а это человек
40, отправили поездом в Ленинград и потом привезли в воинскую часть в/ч 53933.
В ней нас сразу разделили в разные учебные роты для обучения воинским
специальностям, необходимым для заполнения вакантных мест в боевой части. Меня,
вместе с ещё 14 молодыми солдатами, отправили на обучение в большое учебное
подразделение под Новгородом, а точнее, то посёлок Новоселицы. Большой тайны я
здесь НЕ выдал, поскольку в своё время этот посёлок много раз упоминался в
украинских СМИ. Упоминался по причине того, что на территории этой воинской
части находится братская могила, в которой похоронен отец Леонида Даниловича Кучмы, экс-президента
Украины. И он много лет посещал эту братскую могилу, могилу своего отца.
Вот, например,
как об этом писалось в мае 2015 года:
«…
Экс-президент Украины, скорее всего, не приедет на могилу отца в Новоселицах в
Новгородской области. Старший сержант 560-го саперного батальона Данила Кучма,
простудившийся при переправе, умер в феврале 1942 года в госпитале. Братская
могила, в которой он похоронен, находится на территории бывшей воинской части в
Новоселицах. Леонид Кучма посещал её каждый год, начиная с 1996 года, когда
стало известно, где похоронен его отец…»
Источники: https://vnnews.ru/social/43428-leonid-kuchma-ne-priedet-na-mogilu-otca-v-novgorodskoie-oblasti.html
И вот в феврале
месяце личному составу нашего учебного подразделения стала известна информация
о том, что мы будем принимать участие в сьёмках военного художественного фильма
«Дожить до рассвета», производства киностудии
«Ленфильм». https://www.youtube.com/watch?v=ApWkYbUV-Eo&ab_channel=LFV
Для сьёмок
фильма первую роту переодевали в солдат Красной Армии, а вторую роту, в которой
числился и я, переодевали в солдат немецкого Вермахта. И выдали нам НАСТОЯЩУЮ фашистскую
форму и оружие времён Великой Отечественной войны.
А это были:
- шинели,
кителя, каски, ранцы для боевой выкладки, цилиндрические металлические футляры
для противогазов, защитные металлические шлемы, пластмассовые накладки с
немецким гербом и надписью «Гот мит унс», надевавшиеся на пряжки наших ремней;
-
пистолет-пулемёты MP-40 и штурмовые винтовки-автоматы StG 44 (нем. Sturmgewehr
44—1944 года) с холостыми патронами.
На сьёмки нас
возили автобусами около двух недель в одну деревню на берегу речки Мста,
недалеко от Новгорода. Но когда я позже посмотрел этот фильм, то с тех съемок,
в которых принимало участие наше подразделение, там имелось всего-навсего
несколько 3-5 секундных эпизодиков. Да и те показаны в самом начале фильма,
когда начинают показывать титры всех людей, причастных к созданию фильма.
Сначала нам
было интересно ходить переодетым в фашистскую форму, смотреть настоящее оружие
времён Отечественной войны. Тем более, что мы были освобождены от нарядов,
дежурств и учёбы. Такая небольшая разрядка в военной службе. И сначала больше
находились в сельском клубе, с утра до вечера ожидая своей очереди на участие в
сьемках. И естественно, от такого безделья перещупали всю гитлеровскую амуницию
и перещёлкали всем оружием.
Сразу скажу,
что эта амуниция для тех военных лет, может быть, и была из более качественного
материала, может быть и более красивее
скроена и пошита, чем амуниция бойцов Красной Армии, но при практическом
применении она оказалась плохой. Например, солдатская шинель была из
натуральной шерстяной ткани, но очень тонкой.
С такого материала и с таким уровнем сохранения тепла у нас шьются
осенние лёгкие пальто.
Хочу добавить к
рассказу о военной амуниции. Когда мы начали изучать военную форму фашистов, то
на многих кителях и шинелях были обнаружены аккуратно зашитые пулевые
отверстия. Что свидетельствовало о том, что это форма была времён Великой
Отечественной войны, а не сшитая специально для киносъёмок.
И бесполезность
и НЕ практичность этого натурального военно-фашистского обмундирования мы
почувствовали сразу, как только пришла наша очередь на сьёмки.
Когда
показывают титры, то там есть 5 секундный эпизод с выходом из лесу в
наступление немецких танков и пехоты. Этот эпизод снимался целый день. И было
дублей пять. То есть, пять раз мы выходили шеренгой из лесу и «ходили в атаку»
по глубокому снегу. И каждый дубль снова возвращались обратно в лес. А кинооператоры снимали всё это с разных
ракурсов и мест. Подобных наступлений в другие дни было ещё несколько, только в
мы «ходили в атаки» то в одну, то в другую сторону вдоль речки.
Вот тогда-то мы
и поняли, почему в кадрах военной кинохроники показывают колоны пленных
фашистов, одетых в разные гражданские одёжки. Немецкая амуниция НЕ выдерживает
русского климата. К тому же, это был февраль месяц и ещё стояли небольшие
морозы. Были и оттепели, что добавляло сырость в погоду. И нам, «фашистам»,
пришлось хорошо помёрзнуть во время этих «атак».
В то время, как
ребята с первой роты, переодетые в солдат Красной Армии, таких погодных
неприятностей на себе сильно НЕ испытывали. Поскольку, они были переодеты в
телогрейки, ватники и суконные шинели.
Вот так мы и
«воевали» между собою: красноармейцы отступали, а фашисты наступали.
Так что, если
уж что-то и сравнивать оружия и амуниции тех времён, то сравнивать необходимо с
точки зрения эксплуатационной практичности и полезности, а также надёжности. А
не судить только по одному внешнему виду и красоте. И хотя солдаты Красной
Армии в ватнике имели вид не совсем военный, но это ВАТНИК помог советскому
народу за четыре года победить фашистов всего мира.
Впрочем, нужно
было не только побеждать фашизм, но и добивать его окончательно, на смерть.
И коль пошла
такая «пьянка», то расскажу ещё несколько моментов за эти сьемки.
Когда мы
имитировали «наступление» вдоль речки, там снег был уже укатан танками с
предыдущего дня сьемок. А за день до этого была небольшая оттепель. И на
следующий день ударил морозец. Естественно, после многих дублей «наступления»
мы утоптали снег и он превратился в сплошной лёд. И нам по этому гололёду
приходилось туда и обратно ходить, придерживаясь немецкого строевого порядка:
ровная шеренга, 5 метров между каждым солдатом. А это не так-то просто сделать,
танки стреляют холостыми выстрелами в сторону отступающих, отступающие
отстреливаются с пушек и перед танками имитируются разрывы снарядов, равновесие
по гололёду тяжело держать …, ребята периодически
поскальзывались и падали на землю.
И тогда
оператор или режиссёр перед очередным съёмочным дублем говорит нам: «Вы не
подымайтесь с земли, если упали. Мы же снимаем войну, фашисты наступают и
стреляют, «красные» отступают и стреляют. А это значит, что солдат убивают. То
есть, если вы упали, то и продолжайте
лежать дальше, как будто вас убили. Лежите, пока не закончится съёмка эпизода».
И вот мы
выстроились в ровную шеренгу для очередной
«атаки», в небо взлетает зелёная сигнальная ракета, началось движение
пехоты и танков. И на половине нам установленного маршрута «атаки» после взрыва
типа «снаряда» перед «Тигром» двое наших ребят поскользнулись и упали. Учитывая
рекомендации режиссёра, они легли рядышком и начали травить анекдоты. А мы
дальше продолжали наступать до окончания установленного маршрута.
И вдруг
взлетает красная сигнальная ракета и съёмку прекратили раньше установленного
времени. Танки и пехота остановились, не понимая причин досрочного прекращения
съёмок. Смотрим назад и видим, что к нам со всех своих сил и. пытаясь не упасть
на скользком снегу, бегут режиссёр, оператор и ещё человек 5-7 из киносъёмочной
группы. Они подбегают к этим двум лежащим ребятам, лежащим на ледяном снегу, с
криками «Что случилось, что с вами!».
Ребята спокойно
отвечают: - «Ничего не случилось, всё в порядке!»
Киношники: -
«Так чего же вы разлеглись?»
Ребята: - «Но
вы же нас предупредили, что если поскользнулся и упал, то нужно притвориться
мёртвым и не вставать!»
Киношники: -
«Блин плёночный! А мы подумали, что вас подорвали имитатором взрыва!»
Первые сюжеты
наступлений фашистов и отступлений красноармейцев снимали с высоты при помощи
военного вертолёта. И на второй день этот вертолёт «киношники» «подбили». Когда
тот, снимая с воздуха панораму боя, НИЗКО пролетал над «боевыми действиями», то
имитатор взрыва снаряда на речке возле моста поднял вверх столб льда. И лёд
повыбивал передние стёкла вертолёта. На этом для «киношников» эксплуатация
вертолёта бесславно закончилась.
Фильм, снятый
по одноимённой повести Василия Быкова, не имел большой популярности в обществе
и практически остался не замеченным. Когда готовил материал, то на Википедии
прочитал вот такой нелестный отзыв:
« …Сам писатель
Василь Быков, хотя и выступил со-сценаристом фильма, назвал его неудачным, при
этом отметив и объективные причины этого: смену режиссёра и малый бюджет:
Фильм неудачный
во всех отношениях. Когда начиналась работа над фильмом, я несколько раз
побывал на «Ленфильме», поработал с режиссёром, но сразу понял, что большого
толка не будет. Не тот режиссёр. По прежнему опыту я знал, что
режиссёру-постановщику необходимы не столько ум и вкус, сколько характер и
воля. Режиссёр Виктор Соколов был человек неглупый и честный, но не обладал
всем набором необходимых в кинематографе качеств. К тому же у студии не хватало
средств, материально-техническая база была ограничена. Вдобавок ко всему
подвела погода: прежде времени растаял снег, что для съемок зимней натуры было
гибелью. Режиссёра отстранили, заканчивать съемки поручили другому, все пошло
наперекосяк и завершилось полным фиаско….»
Вот здесь я полностью согласный с этой
рецензией. И если тогда, когда нас солдатами возили на съёмки фильма, было
интересно, то сегодня вспоминаю и уже смотрю на всё более здравомыслящим
взглядом. На эти съемки было собрано очень много военной немецкой техники:
танки, бронетранспортёры, грузовые и легковые автомобили. Были даже небольшие
макеты танков для комбинированных сьёмок. А вот для чего нужно было столько
техники – непонятно. Поскольку, по той сюжетной линии и местах, где происходили
эти сьёмки, эта техника была НЕ нужна и даже НЕ помещалась, ибо, мало было
места для её применения. Да и в конечном варианте фильма этой техники очень
мало показано.
Нас два раза
вывозили на вечерние сьемки. И все эти два раза мы просидели три-четыре часа в
автобусах. А зачем вывозили, то было нам непонятно. Поскольку снимали эпизоды
только с советскими разведчиками. То есть, складывалось такое впечатление, что
начало фильма снимали за принципом «Что бы ещё такое придумать?», а не по
чёткому сюжету написанного киносценария. Когда смотрел фильм с этими эпизодами,
то в них и близко нет такого количества фашистов или, например, за сценарием
прочёсывание ими местности в этих эпизодах.
Хотя, честно
говоря, даже несмотря на многие нестыковки со сьемками фильма, сегодня берёт
ностальгия, когда смотрю его первые кадры с титрами. Может быть, это и я
«марширую» рядом с танками (фото к статье).
Вот на такие
размышления натолкнула меня фраза со статьи с теорией об обмундировании гитлеровского
солдата.
Комментариев нет:
Отправить комментарий