вторник, 15 сентября 2020 г.

Не так просто дожить до рассвета…

 

За последние годы в разных СМИ появилось много публикаций, в которых приводятся сравнения по разным вопросам, касающимся периода времён Великой Отечественной войны. Журналисты и блогеры начинают рассуждать о том, какая армия сильнее и лучше – германский вермахт или Красная Армия, технические и эксплуатационные характеристики советского танка Т-34 превосходят или не превосходят немецкий Т-IV (PzKpfw IV), технические и эксплуатационные характеристики автомата ППШ сильнее или слабее немецкого автомата «Шмайсер МП-40» и тому подобное.   

    

Недавно мне на глаза в Интернете попалась статья о сравнении обмундирования немецких и советских солдат. В частности, меня заинтересовал вот такая фраза:

«… Всю войну у солдат на гимнастерках и штанах были брезентовые накладки в районе локтей и колен, что хоть как то продлевало срок службы формы. В среднем за полгода эти накладки стирались до дыр и их просто отрывали.

Если обмундирование портилось совсем в лохмотья, например при выходе из окружения или в продолжительных непрерывных боях, то часто красноармейцы одевали трофейную немецкую форму. Шинель - зимой и в холодную погоду самая ценная и желанная вещь солдата. Летом в жару - морока, в скатке шинель натирала шею и бойцы свои шинели часто "теряли", как и каски. По мелочи тоже были неудобства, так тяжелые стеклянные фляжки, при любом удобном случае меняли на алюминиевые…»

Почему меня заинтересовал именно эта фраза? Потому, что, во-первых, зачастую о тех или иных вещах судят теоретики. Ведь, война была 75 лет тому назад и живых свидетелей фактически осталось единицы. А как может журналист судить о том, о чём знает только теоретически. Ведь,  теория без практики – мертва. Вот так и получается у многих журналистов и блогеров с этими сравнениями - теория без практики.  

Но, «Теория — это когда все известно, но ничего не работает. Практика — это когда все работает, но никто не знает почему. Мы же объединяем теорию и практику: ничего не работает… и никто не знает почему!» (Альберт Эйнштейн — физик-теоретик и один из основателей современной теоретической физики).

А во-вторых, эта фраза напомнила мне мои молодые годы и первые месяцы службы в Советской Армии. И мне в армии,  в отличие от теоретиков  журналистов и блогеров, на практическом опыте довелось узнать различия между советской и фашистской амунициями.

Но, как говорил физик-теоретик и один из основателей современной теоретической физики Альберт Эйнштейн, то «Теория — это когда все известно, но ничего не работает. Практика — это когда все работает, но никто не знает почему. Мы же объединяем теорию и практику: ничего не работает… и никто не знает почему!». 

 

 

Вот я и решил действовать по-эйнштейновски, объеденив теорию и практику. Впрочем, расскажу всё по порядку.

Как уже несколько раз ранее упоминал, то мне выпала честь служить в ордена Ленина Ленинградском военном округе. С Дарницкого призывного пункта нас, а это человек 40, отправили поездом в Ленинград и потом привезли в воинскую часть в/ч 53933. В ней нас сразу разделили в разные учебные роты для обучения воинским специальностям, необходимым для заполнения вакантных мест в боевой части. Меня, вместе с ещё 14 молодыми солдатами, отправили на обучение в большое учебное подразделение под Новгородом, а точнее, то посёлок Новоселицы. Большой тайны я здесь НЕ выдал, поскольку в своё время этот посёлок много раз упоминался в украинских СМИ. Упоминался по причине того, что на территории этой воинской части находится братская могила, в которой похоронен отец  Леонида Даниловича Кучмы, экс-президента Украины. И он много лет посещал эту братскую могилу, могилу своего отца.

Вот, например, как об этом писалось в мае 2015 года:

«… Экс-президент Украины, скорее всего, не приедет на могилу отца в Новоселицах в Новгородской области. Старший сержант 560-го саперного батальона Данила Кучма, простудившийся при переправе, умер в феврале 1942 года в госпитале. Братская могила, в которой он похоронен, находится на территории бывшей воинской части в Новоселицах. Леонид Кучма посещал её каждый год, начиная с 1996 года, когда стало известно, где похоронен его отец…»

Источники: https://vnnews.ru/social/43428-leonid-kuchma-ne-priedet-na-mogilu-otca-v-novgorodskoie-oblasti.html

И вот в феврале месяце личному составу нашего учебного подразделения стала известна информация о том, что мы будем принимать участие в сьёмках военного художественного фильма «Дожить до рассвета», производства киностудии  «Ленфильм». https://www.youtube.com/watch?v=ApWkYbUV-Eo&ab_channel=LFV

Для сьёмок фильма первую роту переодевали в солдат Красной Армии, а вторую роту, в которой числился и я, переодевали в солдат немецкого Вермахта. И выдали нам НАСТОЯЩУЮ фашистскую форму и оружие времён Великой Отечественной войны.

А это были:

- шинели, кителя, каски, ранцы для боевой выкладки, цилиндрические металлические футляры для противогазов, защитные металлические шлемы, пластмассовые накладки с немецким гербом и надписью «Гот мит унс», надевавшиеся на пряжки наших ремней;

- пистолет-пулемёты MP-40 и штурмовые винтовки-автоматы StG 44 (нем. Sturmgewehr 44—1944 года) с холостыми патронами. 

На сьёмки нас возили автобусами около двух недель в одну деревню на берегу речки Мста, недалеко от Новгорода. Но когда я позже посмотрел этот фильм, то с тех съемок, в которых принимало участие наше подразделение, там имелось всего-навсего несколько 3-5 секундных эпизодиков. Да и те показаны в самом начале фильма, когда начинают показывать титры всех людей, причастных к созданию фильма. 

Сначала нам было интересно ходить переодетым в фашистскую форму, смотреть настоящее оружие времён Отечественной войны. Тем более, что мы были освобождены от нарядов, дежурств и учёбы. Такая небольшая разрядка в военной службе. И сначала больше находились в сельском клубе, с утра до вечера ожидая своей очереди на участие в сьемках. И естественно, от такого безделья перещупали всю гитлеровскую амуницию и перещёлкали всем оружием.

Сразу скажу, что эта амуниция для тех военных лет, может быть, и была из более качественного материала,  может быть и более красивее скроена и пошита, чем амуниция бойцов Красной Армии, но при практическом применении она оказалась плохой. Например, солдатская шинель была из натуральной шерстяной ткани, но очень тонкой.  С такого материала и с таким уровнем сохранения тепла у нас шьются осенние лёгкие пальто.

Хочу добавить к рассказу о военной амуниции. Когда мы начали изучать военную форму фашистов, то на многих кителях и шинелях были обнаружены аккуратно зашитые пулевые отверстия. Что свидетельствовало о том, что это форма была времён Великой Отечественной войны, а не сшитая специально для киносъёмок.         

И бесполезность и НЕ практичность этого натурального военно-фашистского обмундирования мы почувствовали сразу, как только пришла наша очередь на сьёмки.

Когда показывают титры, то там есть 5 секундный эпизод с выходом из лесу в наступление немецких танков и пехоты. Этот эпизод снимался целый день. И было дублей пять. То есть, пять раз мы выходили шеренгой из лесу и «ходили в атаку» по глубокому снегу. И каждый дубль снова возвращались обратно в лес.  А кинооператоры снимали всё это с разных ракурсов и мест. Подобных наступлений в другие дни было ещё несколько, только в мы «ходили в атаки» то в одну, то в другую сторону вдоль речки.

Вот тогда-то мы и поняли, почему в кадрах военной кинохроники показывают колоны пленных фашистов, одетых в разные гражданские одёжки. Немецкая амуниция НЕ выдерживает русского климата. К тому же, это был февраль месяц и ещё стояли небольшие морозы. Были и оттепели, что добавляло сырость в погоду. И нам, «фашистам», пришлось хорошо помёрзнуть во время этих «атак».

В то время, как ребята с первой роты, переодетые в солдат Красной Армии, таких погодных неприятностей на себе сильно НЕ испытывали. Поскольку, они были переодеты в телогрейки, ватники и суконные шинели.          

Вот так мы и «воевали» между собою: красноармейцы отступали, а фашисты наступали.

Так что, если уж что-то и сравнивать оружия и амуниции тех времён, то сравнивать необходимо с точки зрения эксплуатационной практичности и полезности, а также надёжности. А не судить только по одному внешнему виду и красоте. И хотя солдаты Красной Армии в ватнике имели вид не совсем военный, но это ВАТНИК помог советскому народу за четыре года победить фашистов всего мира.

Впрочем, нужно было не только побеждать фашизм, но и добивать его окончательно, на смерть.

И коль пошла такая «пьянка», то расскажу ещё несколько моментов за эти сьемки.  

Когда мы имитировали «наступление» вдоль речки, там снег был уже укатан танками с предыдущего дня сьемок. А за день до этого была небольшая оттепель. И на следующий день ударил морозец. Естественно, после многих дублей «наступления» мы утоптали снег и он превратился в сплошной лёд. И нам по этому гололёду приходилось туда и обратно ходить, придерживаясь немецкого строевого порядка: ровная шеренга, 5 метров между каждым солдатом. А это не так-то просто сделать, танки стреляют холостыми выстрелами в сторону отступающих, отступающие отстреливаются с пушек и перед танками имитируются разрывы снарядов, равновесие по гололёду тяжело держать …,  ребята периодически поскальзывались и падали на землю.

И тогда оператор или режиссёр перед очередным съёмочным дублем говорит нам: «Вы не подымайтесь с земли, если упали. Мы же снимаем войну, фашисты наступают и стреляют, «красные» отступают и стреляют. А это значит, что солдат убивают. То есть, если вы упали, то и  продолжайте лежать дальше, как будто вас убили. Лежите, пока не закончится съёмка эпизода».

И вот мы выстроились в ровную шеренгу для очередной  «атаки», в небо взлетает зелёная сигнальная ракета, началось движение пехоты и танков. И на половине нам установленного маршрута «атаки» после взрыва типа «снаряда» перед «Тигром» двое наших ребят поскользнулись и упали. Учитывая рекомендации режиссёра, они легли рядышком и начали травить анекдоты. А мы дальше продолжали наступать до окончания установленного маршрута. 

И вдруг взлетает красная сигнальная ракета и съёмку прекратили раньше установленного времени. Танки и пехота остановились, не понимая причин досрочного прекращения съёмок. Смотрим назад и видим, что к нам со всех своих сил и. пытаясь не упасть на скользком снегу, бегут режиссёр, оператор и ещё человек 5-7 из киносъёмочной группы. Они подбегают к этим двум лежащим ребятам, лежащим на ледяном снегу, с криками «Что случилось, что с вами!».

Ребята спокойно отвечают: - «Ничего не случилось, всё в порядке!»

Киношники: - «Так чего же вы разлеглись?»

Ребята: - «Но вы же нас предупредили, что если поскользнулся и упал, то нужно притвориться мёртвым и не вставать!»

Киношники: - «Блин плёночный! А мы подумали, что вас подорвали имитатором взрыва!»

Первые сюжеты наступлений фашистов и отступлений красноармейцев снимали с высоты при помощи военного вертолёта. И на второй день этот вертолёт «киношники» «подбили». Когда тот, снимая с воздуха панораму боя, НИЗКО пролетал над «боевыми действиями», то имитатор взрыва снаряда на речке возле моста поднял вверх столб льда. И лёд повыбивал передние стёкла вертолёта. На этом для «киношников» эксплуатация вертолёта бесславно закончилась.    

Фильм, снятый по одноимённой повести Василия Быкова, не имел большой популярности в обществе и практически остался не замеченным. Когда готовил материал, то на Википедии прочитал вот такой нелестный отзыв:

« …Сам писатель Василь Быков, хотя и выступил со-сценаристом фильма, назвал его неудачным, при этом отметив и объективные причины этого: смену режиссёра и малый бюджет:

Фильм неудачный во всех отношениях. Когда начиналась работа над фильмом, я несколько раз побывал на «Ленфильме», поработал с режиссёром, но сразу понял, что большого толка не будет. Не тот режиссёр. По прежнему опыту я знал, что режиссёру-постановщику необходимы не столько ум и вкус, сколько характер и воля. Режиссёр Виктор Соколов был человек неглупый и честный, но не обладал всем набором необходимых в кинематографе качеств. К тому же у студии не хватало средств, материально-техническая база была ограничена. Вдобавок ко всему подвела погода: прежде времени растаял снег, что для съемок зимней натуры было гибелью. Режиссёра отстранили, заканчивать съемки поручили другому, все пошло наперекосяк и завершилось полным фиаско….»

 Вот здесь я полностью согласный с этой рецензией. И если тогда, когда нас солдатами возили на съёмки фильма, было интересно, то сегодня вспоминаю и уже смотрю на всё более здравомыслящим взглядом. На эти съемки было собрано очень много военной немецкой техники: танки, бронетранспортёры, грузовые и легковые автомобили. Были даже небольшие макеты танков для комбинированных сьёмок. А вот для чего нужно было столько техники – непонятно. Поскольку, по той сюжетной линии и местах, где происходили эти сьёмки, эта техника была НЕ нужна и даже НЕ помещалась, ибо, мало было места для её применения. Да и в конечном варианте фильма этой техники очень мало показано.  

Нас два раза вывозили на вечерние сьемки. И все эти два раза мы просидели три-четыре часа в автобусах. А зачем вывозили, то было нам непонятно. Поскольку снимали эпизоды только с советскими разведчиками. То есть, складывалось такое впечатление, что начало фильма снимали за принципом «Что бы ещё такое придумать?», а не по чёткому сюжету написанного киносценария. Когда смотрел фильм с этими эпизодами, то в них и близко нет такого количества фашистов или, например, за сценарием прочёсывание ими местности в этих эпизодах.

Хотя, честно говоря, даже несмотря на многие нестыковки со сьемками фильма, сегодня берёт ностальгия, когда смотрю его первые кадры с титрами. Может быть, это и я «марширую» рядом с танками (фото к статье).

Вот на такие размышления натолкнула меня фраза со статьи с теорией об обмундировании гитлеровского солдата.         


Комментариев нет: