вторник, 23 февраля 2016 г.

Выходила на берег Катюша…

Эту короткую историю мне рассказал как-то один старый водитель, назовем его дядя Ваня. В Великую отечественную войну простым шофером на автомобиле «колесил» по фронтовым дорогам. После окончания войны пришлось ему в 50-е годы стать «дальнобойщиком» и совершить на первом двуосном грузовике-тяжеловозе МАЗ-200 свою первую длительную поездку с товаром в ГДР.

И вот в одном с немецких городов на месте разгрузки автомашины один немец, немного разговаривающий по-русски, начал со всех сторон осматривать его МАЗ. 

А необходимо заметить, что первые большегрузные автомобили МАЗ-200 начали выпускаться в октябре 1947 года на Минском заводе по документации и при непосредственной технической поддержке Ярославского автомобильного завода. Поскольку это были послевоенные годы и со многими материалами были проблемы, то в первых автомобилях МАЗ детали кабины и кузова были в основном с деревянных деталей и фанеры. В то же время, такой автомобиль как Studebaker, на котором дядя Ваня воевал, имел цельную металлическую кабину. 

Поэтому, когда немец начал интересоваться его МАЗом, заглядывать во все «дырки» машины, то дяде Ване стало немного неудобно за первый советский большегрузный автомобиль и он говорит немцу:

- Эй, камрад, что ты все там рассматриваешь? Нечего там смотреть, там только один двигатель и две длинные железки (имелась ввиду автомобильная рама - авт.), а все остальное - дерево с фанерой. 

Немец внимательно посмотрел на дядю Ваню и отвечает:

-Не нужно сказки рассказывать «две железки, две железки», мы Вас, русских, очень хорошо знаем. Вы и с двух железок много чего можете придумать. Я воевал под Сталинградом, так у Вас там также были такие длинные железки на машинах. А когда с этих железок заскрежетало и все вокруг нас взрываться и гореть начало, так мы от страха до самого Берлина побежали без оглядки! 

Именно такое впечатление осталось у немцев от бесствольной реактивной установки БМ-13, которая в разговорной речи среди красноармейцев больше именовалась как «Катюша». 

Разговор двух фрау в Берлине:

— Говорят, русские женщины очень привлекательны.

— Возможно. Если судить по письмам моего сына, то лишь при упоминании какой-то одной Катюши наши солдаты просто сходят с ума!

«Катюша» была первой отечественной, мобильной, многозарядной системой залпового огня (РСЗО) и включала в себя реактивные снаряды, пусковую установку М-13 (потом 20, 30), прибор управления стрельбой и транспортное средство. РСЗО на автомобилях получили обозначения боевых машин (БМ) реактивной артиллерии. Многозарядность РСЗО позволяла одновременно поражать цели противника на значительных площадях, а залповый пуск ракет имел высокий эффект морального воздействия на противника, а мне только поражающего. 

Существует несколько версий происхождения этого названия. Но наиболее вероятной является временная связь заводской марки (буква «К») на первых боевых машинах, изготовленных на Воронежском заводе им. Коминтерна, и появление среди бойцов Красной Армии популярной одноименной песни «Катюша» М.Блантера на слова М.Исаковского. 

Вообще-то, во время Второй мировой войны, на вооружении Красной армии было много установок для запуска реактивных снарядов. Самые известные из них как раз М-13, именно их устанавливали на первые «Катюши». Потом появились установки М-20 и М-30 и именно эти реактивные снаряды считаются началом тяжелой реактивной артиллерии. Теперь это системы «Град», «Смерч» и т.д.

Установки М-13 для своего времени, конечно, были хороши! Неожиданные и массовые обстрелы вызывали в немецких рядах жуткий срач и так далее, но, для полноценных наступательных действий М-13 мало подходили из-за слабого урона противнику. Ведь уничтожать надо было как живую силу, как тяжелую технику, так и укрепления противника. И где-то к середине сорок второго года на вооружение Красной армии поступили установки М-20, боевая часть которых была в три с половиной раза мощнее, чем у М-13, к тому же устанавливалась на более мощный «лендлизовский» автомобиль Studebaker. Очень скоро на вооружение поставили и М-30 – в шесть раз мощнее, чем М-13. М-20 с лёгкостью прикрутили к «Катюше», но из-за чуть больших размеров, эти реактивные снаряды приходилось запускать в один ряд, а не в два, как М-13. 

А вот под М-30 направляющие никак переделать не удавалось (стоит заметить, что их таки приспособили к «Катюше», но только 44-ом году). По сему, для запуска М-30 поставили пусковые станки, с простенькой системой регулировки угла наклона. На такой станок, с целью уменьшения времени на подготовку к пуску ракет, укладывали сначала четыре, а потом и восемь ракет М-30, иногда прямо в заводской упаковочной таре. Залп производился при помощи обычной электрической сапёрной машинки, причём, как правило, в цепь включали несколько станков. Одновременность запуска обеспечивала сложение ударных импульсов, что многократно усиливало эффект, по сравнению с отдельными пусками.

И есть солдатские байки, что иногда, из-за обычного и вполне понятного нежелания красноармейцев читать документацию (если точнее, то инструкции просто расходились на самокрутки), на полях сражений частенько случалось следующее. Во время подготовки к запуску ракет частенько забывали убрать распорки, удерживающие снаряд в деревянном ящике (заводской упаковке) при транспортировке. Если распорки не снимали, то вся эта конструкция стартовала вместе с упаковочным ящиком! 

Такая конструкция имела размеры примерно 1,5 на 2 метра, что и приводило к разговорам в рядах немцев о том, что русские совсем охренели и стреляют по ним сараями!

Действия грозной «Катюши» можно увидеть во многих кинокадрах военной кинохроники и в художественных фильмах на тему Великой Отечественной войны. И даже есть фильм, ей посвященный. Это «Женя, Женечка и „катюша“» — советский цветной художественный фильм в 1967г. режиссёра В.Мотыля. 

К чему такие воспоминания? А все к тому, что многие европейцы, и особенно немцы, никак НЕ могут понять простую и вековую истину, что с русскими лучше дружить, а НЕ ссориться и уж тем более, НЕ воевать. Что не зря говорится «Русские лошадей медленно запрягают, но ездят быстро». Сколько уже раз жизнь подтверждала эти Истины, но все равно многие дураки продолжают учиться на своих и НЕ учатся на чужих ошибках, и все равно никак НЕ научатся. 

Об этих вековых ошибках дураков предупреждал еще Великий князь Новгородский Александр Невский, разгромивший в 1242г. на Чудском озере тевтонских, немецких рыцарей. Предупреждал и первый канцлер Германской империи Отто фон Бисмарк «Война против России - самоубийство из-за страха смерти», «Не надейтесь, что единожды, воспользовавшись слабостью России, вы будете получать дивиденды вечно. Русские всегда приходят за своими деньгами. И когда они придут – не надейтесь на подписанные вами иезуитские соглашения, якобы вас оправдывающие. Они не стоят той бумаги, на которой написаны. Поэтому, с русскими стоит или играть честно, или вообще не играть!» 

За эти ошибки и недооценку силы русских поплатился Наполеон с Францией, когда со своим войском позорно бежал с России, а потом 31 марта 1814 года кавалерия во главе с русским царем Александром I триумфально вступила в Париж. Но ему еще повезло. Ибо, если он закончил свое существование на «Святой Елене», то Гитлер, который не учел ошибки Наполеона и советы «своего» кайзера Бисмарка, вообще закончил свою жизнь на канистре с бензином.

И в канун такого священного Дня Защитника было бы большим грехом не вспомнить о Великой Отечественной войне и добрым словом настоящих людей, своим трудом много создавших и сделавших для защиты своей страны, самоотверженно защитивших, защищавших и защищающим своими жизнями СВОЮ Родину - великую НАРОДНУЮ страну СССР. 

Именно поэтому, для Истинных ЗАЩИТНИКОВ Истинной РОДИНЫ и ее Народа, для настоящих мужчин всегда 23 февраля – День Защитника Отечества.

С НАСТОЯЩИМ ПРАЗДНИКОМ ЗАЩИТНИКА РОДИНЫ ВСЕХ, ИСТИННЫХ И НАСТОЯЩИХ МУЖЧИН!!!!!!!!!

Комментариев нет: